В.А. Сухомлинский
Наши ручки не простые, наши ручки – золотые!
Учёные в своих исследованиях установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребёнка ловкие руки и развита моторика. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдается отставание и в развитии речи.
На основе этой зависимости разработан метод определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребёнка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три («сделай вот так»- и показываем, как это надо сделать).
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, как правило говорящие дети. Если у ребёнка возникают трудности, то это означает, что у него плохо развита моторика и есть проблемы с речевым развитием. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Секрет волшебной связи мелкой моторики и развития речи детей состоит в том, что речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающего за формирование речи ребёнка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит и мышления.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики можно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить. Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.
К годику начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая». Так же не следует забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
Совершенствуют ручную моторику также физические упражнения. Полезны игры и упражнения с мячом:
-
перекладывание, а затем перебрасывание мяча из рук в руку;
-
подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
-
подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360, приседание и др.).
Хорошо способствует развитию мелкой моторики различная предметная деятельность: нанизывание колец и крупных бусин на тесьму, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, игры с конструкторами, перебирание круп, зерен, пуговиц, переливание воды из бутылочек, закручивание крышечек на разных флаконах.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание мелких игрушек (например из киндер – сюрприза) из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома: различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т.п., бусинки и пуговицы разной величины для нанизывания и сортировки, свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек, различные виды застежек (молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка),дощечки со множеством отверстий (например от мозаики) для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой, наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек.
Ну и конечно, для развития речевой деятельности ребенка можно проводить пальчиковые игры, которые сочетают в себе движения рук сопровождаемые короткими стишками. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Предлагаем вам некоторые из них.
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«ДЕТКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
«ПО ГРИБЫ»
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«ПАСТУШОК»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток (можно произносить имя вашего малыша)
Кашей кормить.
«ОЧКИ»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«СТУЛ»
(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
«СТОЛ»
(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
«ПАРОХОД»
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
«КОЗА»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«ЖУК»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
И, помните! Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому наша задача – превратить обучение в увлекательную игру, которая понравится именно вашему ребёнку.