Рациональное питание детей дошкольного возраста — необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов.
Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми необходимыми: витаминами и минеральными веществами. Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста, формирования организма ребенка, напряженностью обменных процессов в этот период. Этим определяется и значительно более высокая по сравнению со взрослыми потребность детей в этих незаменимых пищевых веществах.
Меню ежедневного горячего питания
|
Перспективное десятидневное меню |
Информация о наличии диетического меню в ДОУ | Диетическое питание не осуществляется |
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания ДОУ | Услуги по организации питания не оказываются |
Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в ДОУ | С 01.01.2023 поставщики продуктов питания:
ИП Анацкая Ирина Александровна ООО «КОПТОРГ» ООО «ДонХлеб» ООО «Лазария Плюс» |
Форма обратной связи для родителей воспитанников и ответы на вопросы родителей по питанию | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ |
-
Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
-
Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
-
Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
-
Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
-
Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
-
Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).
Количество приемов пищи в нашем детском саду – 3, но дополнительно в 1030 и 1500 дети получают фрукты, сок, кисломолочные продукты.
Для эффективной организации питания, в детском саду имеется «Примерное 10- дневное меню летне-осеннего и зимне-весеннего периода для детей 2-3лет и для детей 3-7 лет с 10,5 часовым пребыванием», технологические карты. Перспективное меню содержит разнообразие блюд и гарниров ко вторым блюдам, правильное распределение продуктов в течение дня (мясные блюда предлагаются в первой половине дня, во второй половине дня – овощные, творожные, крупяные блюда, ежедневное включение в рацион детей овощных блюд, фруктов).
Поставка продуктов питания осуществляется обслуживающими организациями по результатам конкурсных процедур на основании заключённых договоров в соответствии с 94-ФЗ с предоставлением сертификатов качества и указанием сроков реализации продуктов:
В «Журнале бракеража скоропортящихся продуктов» ведётся контроль за сроками реализации, условиями хранения, целостности упаковки, органолептическая оценка поступающих продуктов. При хранении продуктов, подлежащих тепловой обработке, должны соблюдаться требования товарного соседства (имеются в наличии маркированные холодильники и холодильные камеры с термометрами внутри).
Один раз в месяц медсестра оценивает качество питания на основании выборки из меню-требования. Набор используемых продуктов позволяет судить о соответствии еды утверждённым СанПиН 2.4.1.2660-10 нормам питания детей, достаточном содержании биологически полноценных продуктов, являющихся источником белков животного происхождения, витаминов и минеральных веществ.
Меню — требование составляется ежедневно на день вперёд с учётом норм питания и 10-дневного меню, где указаны: наименование блюд и изделий, их выход, количество используемого продукта по каждому блюду в расчёте на одного ребёнка и на всех детей. Если изменяется количество детей, то составляется Акт на возврат (дополнение) невостребованных (прибавленных) продуктов питания. Нормы расхода продуктов на одного ребёнка для меню-требования должны соответствовать технологическим картам, из которых составляется картотека блюд.
В технологических картах указывается рецептура приготовления блюда, масса продукта до его холодной обработки (брутто), масса продукта с учётом тепловых потерь (нетто), выход порций, состав и энергетическая (калорийность) продукта (нетто).
Выдача готовых блюд разрешается только после снятия пробы с записью в «Бракеражном журнале готовой продукции».
С целью повышения эффективности работы по организации питания в детском саду создана бракеражная комиссия, которая осуществляет:
-
контроль за закладкой основных продуктов в котёл,
-
контроль за отбором суточной пробы,
-
за выполнением норм питания и витаминизацией пищи,
-
качество готовых блюд и соблюдение объёма порций,
-
качество поступающих пищевых продуктов,
-
контроль за хранением и реализацией продуктов
В правильной организации питания детей раннего и дошкольного возраста, большое значение имеет воспитание гигиенических и этических навыков приема пищи. Обеспечить ребенка необходимым набором продуктов, правильно их обработать, приготовить вкусные и питательные блюда — это недостаточно. Важно еще создавать такие условия и воспитывать такие привычки, которые способствовали бы лучшему усвоению пищи и исключали возможность возникновения ряда заболеваний. Например, не соблюдение гигиенических правил нередко становится причиной острых кишечных инфекций, которые с давних времен зовутся «болезнями грязных рук». Отсутствие навыков в уходе за полостью рта способствует развитию кариеса зубов. Постоянная еда всухомятку, плохое пережевывание приводит к развитию заболеваний желудка и кишечника. Неправильная организация процесса приема пищи часто сопровождается нарушением пищеварения.
Эстетика питания является одной из составных частей культуры человека. Неправильное поведение за столом часто причиняет неприятности не только родителям, но и окружающим, может испортить их настроение, аппетит.
Воспитание гигиенических и этических навыков приема пищи следует начинать с раннего детства. Чем раньше научиться правильным навыкам еды, тем лучше они закрепятся и войдут в привычку.
Чтобы приучить ребенка к соблюдению гигиенических правил приема пищи, взрослым надо скрупулезно их соблюдать, т.к. дети склонны к подражанию.
Даже при кормлении самого маленького ребенка, надо следить, чтобы на столе всегда был порядок : убраны все лишние предметы, постелена чистая скатерть или клеенка, посуда соответствовала назначению. Во время еды при необходимости следует вытирать рот и руки салфеткой, упавшую пролитую пищу сразу же убирать, воспитывая привычку к чистоте. Следует привлекать ребенка к уборке.
Важно создавать такие условия, при которых у ребенка вырабатывается положительное отношение к приему пищи. К моменту кормления ребенок не должен быть возбужден, следует избегать шумных игр, сильных впечатлений.
Для правильной организации процесса кормления следует за 20-30 мин. до очередного приема пищи, после прогулки, прекратить занятия, игры. Это время используется для приготовления к еде. Приводят в порядок одежду, моют руки. Во время приготовления к кормлению с детьми следует говорить о том, что они получат на обед или завтрак, о приятном запахе и вкусе блюд.
Во время кормления важно создавать у детей спокойное, хорошее настроение, приятную обстановку, уделить внимание сервировке стола (вазочки с цветами). Для детей раннего возраста не рекомендуется ставить на стол сразу все блюда, т.к. это иногда приводит к снижению аппетита, и нарушению порядка еды.
Дошкольники должны знать правила поведения за столом : красиво сидеть, (ровно, не сутулясь, не разваливаясь, не слишком близко к столу, не ставить локти на стол), правильно пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно есть. По окончанию еды обязательно поблагодарить взрослых.
Следует сказать насколько слов и о гигиеническом просвещении детей. Уже в раннем возрасте, а в дошкольном обязательно, ребенку необходимо в доступной и интересной форме дать элементарные сведенья о значении правильного питания, о полезности продуктов и блюд. Чтобы обеспечить единый подход и единые требования к каждому ребенку, педагог должен привлекать родителей к организации питания. Только в этом случае можно добиться успеха результата в правильной организации детского питания.